Перейти к основному содержанию
История бухгалтерии

История бухгалтерии древности

Начинаем цикл статей, в которых затронется и история бухгалтерии, и ее назначение. Сегодня бухгалтерия представляет собой сложный процесс, вести который могут только подготовленные специалисты. Всегда ли было так?

Считается, что все началось с инкских кипукамайоки, эти люди фиксировали всю свою учетную информацию в узелках. Расшифровать эти данные мог опять же не каждый, а лишь обученный человек. Как видите, с тех лет, в плане простоты учета, ничего не изменилось.

Для чего все это? Если Ваш бизнес заключается в продаже мороженного, то все что Вам нужно, это вести две колонки операций: доходы и расходы. Где в расходы у Вас попадет стоимость затрат на производство мороженного (сахар, молоко и фруктовые добавки), а в доходах окажется выручка от продажи готового мороженного. Подсчет итогов по двум колонкам даст Вам ответ на вопрос: прибыльный ли Ваш бизнес или нет.

Но на этом история бухгалтерии не заканчивается. Предложенный выше учет не дает нам ответа на вопрос: покрывает ли полученный доход наши расходы на закупку оборудования для производства и продажи товара и других основных средств. В результате в 15-16 веке Лука Пачоли предложил разделять учет на «кассу» и «капитал» по принципу двойной записи. Впоследствии эти слова были заменены на «дебет» и «кредит». В результате, появившаяся система позволила учитывать все изменения в финансовом состоянии организации.

История бухгалтерии и двойная запись

Основа всей бухгалтерии – это двойная запись, где активы соревнуются с пассивами и не могут никогда друг друга победить, потому что итог их борьбы, т.е. сальдо должен быть нулевым. Другими словами Актив – это то, что есть у Вас, а Пассивы – это то, откуда эти Активы появились. Бертрам, который ввел это понятие двойной записи утвердил правило, что любая совершенная операция должна менять числа как в дебете, так и в кредите. Т.е. должна прослеживаться история не только где появились средства, но и откуда эти средства появились. Иными словами: дебет – это то, что должны Вам, а кредит – то, что должны Вы.

Это было лишь начало пути. В те годы понятие "аутсорсинг бухгалтерских услуг" и ему подобные еще не применялись.