О программе «1С» вероятно слышал каждый из нас. Существует она более десяти лет и практически каждому российскому бухгалтеру приходится с ней иметь дело.
Примечательно, что информацию о создателе программы, Борисе Нуралиеве, и акционерах фирмы найти очень сложно. Однако достоверно известно, что «1С» обогнала таких крупнейших гигантов, как Microsoft. Большая часть предпринимателей гораздо охотней приобретают российскую программу, нежели зарубежные аналоги. Более того, огромной популярностью пользуется «1С» и заграницей. Программа "1С" лидирует на рынке бухгалтерских услуг в России. Каждая вторая компания работает именно с ней.
Секрет успеха «1С»
По словам создателя знаменитой программы, Бориса Нуралиева, удача ему подвернулась благодаря тому, что он строил свой бизнес на партнерах. Так, еще в конце восьмидесятых он был в должности начальника хозрасчетного отдела НИИ Госкомстата. И тогда он вместе с командой создал программу для телетайпа. При этом для получения крупной скидки он предложил инженерам делать многое самостоятельно. В итоге, за короткое время по всей стране появилась масса специалистов.
Положительный опыт Бориса Нуралиева привел к тому, что компания «1С» не стала иметь дело сразу с кончеными покупателями, а предлагала свой товар партнерам. И именно это стало главной отличительной чертой фирмы. Впоследствии, идея о превращении дистрибьюторов в партнеров получила широкое развитие.
История «1С»
В далеком 1992 году впервые удалось разобраться с учетом в компании. И в этот момент была написана самая первая версия программы еще в операционной систему DOS. Она оказалась весьма удобной. При ее использовании удавалось решать немало простых задач, а также подготавливать налоговую отчетность.
За счет того, что первая версия программы имела вид «Мини-бухгалтерии», подходила она для маленьких предприятий. Ее цена составляла тридцать долларов, и половина этой суммы оставалась у дилера. Продажи росли высокими темпами.
Разработчики программы встроили в нее макроязык программирование. А это дало возможность сервису приспособиться к потребностям бухгалтерского учета в различных компаниях. И средний годовой объем продаж начал составлять порядка трехсот коробок.
Уже спустя два года на рынке появился новый продукт от «1С» - «Бухгалтерия 6.0». Главная особенность этой программы заключалась в том, что работала она уже в Windows. И это открывало массу новых возможностей. Особенно для компаний, предоставлявших услуги аутсорсинга бухгалтерских услуг.
Ввиду того, что компания «1С» активно развивалась, возникала необходимость в технической поддержке нового продукта. Бизнесмен посчитал разумным доверить выполнение этих задач партнерам. Но очень многие из них предпочли избегать рисков. И в скором времени было решено изменить формат взаимоотношений между создателями программы и потребителями. Дилерская сеть теперь была переделана в франчайзинговую. Уже под брендом «1С» начали работать многие партнеры. Все они получали техническую поддержку и рекламу.
С наступлением кризиса в 1998 году объемы продаж программы сократились практически в два раза. А вот деловая часть рынка начала восстанавливаться весьма быстро. С наступлением осени 1999 года среднемесячные объемы продаж существенно возросли. Более того, они начали превышать докризисные продажи.
После столь колоссального успеха фирма «1С» начала выходить на новый для себя рынок. Для этого была создана компьютерная игра «Ил-2. Штурмовик». Она смогла завоевать огромную популярность. Но в это же время многие предприятия стали активно внедрять системы, позволяющие проводить управление ресурсами. И руководство «1С» решило акцентировать внимание на своем профильном бизнесе.
Нуралиев сообщил общественности о том, что все процессы поглощения и слияния полностью осуществлялись за его счет. И никакие кредиты для этого не использовались. Тем не менее, весь этот процесс сопровождался определенной экономией. Так, от приобретений за собственный счет нужно было отказаться. В качестве инвестора выступила Елена Ивашенцева, являвшаяся на тот момент старшим партнером Baring Vostok Capital Partners. Выделенная сумма была потрачена на скорейшее создание новых продуктов. И уже через три года на рынке появилось более сотни новых программ. Нуралиев стал приобретать активы для того, чтобы инвесторы могли воспринимать «1C» в качестве диверсифицированного бизнеса.
Не стала забывать компания и о собственном игровом бизнесе. Игры выпускались все чаще. Все они пользовались немалым спросом и принимали ощутимую прибыль. И уже в конце 2010 года произошло поглощение и слияние.
Одной из последних разработок «1C» можно счесть внедрение «облачных» возможностей. С их помощью клиенты получили возможность хранить все свои данные у поставщиков услуг. Точнее на их серверах. И первыми компаниями, начавшими использовать новую возможность стали «Мегапал» и «МойСклад», которые были куплены «1C» в 2012 году. Также многие бухгалтерские компании испльзуют облачные технологии для большего удобства предоставления клиентам услуг бухгалтерского учета.