Ответственность за несоблюдение сроков представления отдельных видов отчетности
Перейти к основному содержанию

Ответственность за несоблюдение сроков представления отдельных видов отчетности

Сроки сдачи отчетности

Несвоевременная сдача отчетности в налоговые органы

Несвоевременная сдача отчетности - чем и как регаментированы контрольные сроки

Несвоевременная сдача отчетности - не такой уж редкий случай. В эпоху регулярно меняющегося законодательства, когда изменяются сроки сдачи и формы для сдачи, несвоевременная сдача отчетности может стать скорее нормой, чем ислючение из правил.

В период представления отчетности бухгалтера напряженно работают, чтобы представить в налоговые и другие органы всю необходимую отчетность. Каждый год количество представляемых отчетов только увеличивается, и во время их сдавать не всегда получается.
Принцип законодательства в сфере бухгалтерской и налоговой отчетности заключается в том, что если определены сроки для сдачи отчетности, то установлена и ответственность в случае их нарушения. Нормативные документы, которыми предусмотрена такая ответственность:
по страховым взносам – 212-ФЗ от 24.07.2009;
по взносам в пенсионный фонд – 27-ФЗ от 01.04.1996;
по налоговой отчетности – налоговый кодекс;
С такими видами ответственности приходится сталкиваться довольно часто. Давайте более детально остановимся на некоторых из них.

Сведения о среднесписочной численности

Не позже 20 января текущего года налогоплательщики в налоговую инспекцию направляют сведения о среднесписочной численности сотрудников за истекший календарный год, а при создании (реорганизации) фирмы - не позже 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда предприятие было создано (реорганизовано) (п. 3 ст. 80 НК).
Получается, что за 2012 год сведения о среднесписочной численности представляются до 20 января 2013 года. Необходимость представлять отчетность не зависит от количества сотрудников, представлять её следует в любом случае.
При этом, при непредставлении в налоговую инспекцию сведений, установленных п.3 ст.80 НК - статьей 126 п.1 предусмотрены штрафные санкции (до 10 тысяч рублей).
Законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять контроль соблюдения предпринимателями размеров и сроков уплаты налогов и сборов, они также наделены правом привлекать предприятия и частных предпринимателей к ответственности за налоговые нарушения. ( ст. 3, 6, 7 и 10 Закона № 3-1 от 21.03.1991"О налоговых органах Российской Федерации",ст. 30-33 НК РФ).
Сотрудники налоговых инспекций действуют согласно налоговому кодексу, а значит при обнаружении опоздания в предоставлении сведений о среднесписочной численности работников обязаны принять меры (ст.80 п.3, ст.100.1, ст.126 п.1)
Камеральная проверка не может проводиться без предоставления налоговой декларации (расчета), поэтому справки о среднесписочной численности работников для проведения проверки будет недостаточно.
Совершенные налоговые правонарушения рассматриваются согласно ст.101 НК РФ. Дела об ином налоговом контроле рассматриваются соглсно ст.101.4 НК РФ.
Ведение дел о нарушении закона о налогах и сборах, с признаками административных правонарушений, ведется в порядке, определнных КоАП (п.2 ст.10 НК РФ).
Непредставление требуемых налоговой инспекцией документов в необходимые сроки либо отказ от представления , либо представление таких сведений неполностью либо в искаженном виде влечет к привлечению к административной ответственности - штрафу (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Минфин РФ разъясняет порядок наложения штрафов в случае непредставления сведений о среднесписочной численности сотрудников (N 03-02-08/28 от 05.05.2010, N 03-02-07/1-179 от 07.06.2011).

Сведения о доходах физических лиц и сумме начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ

Налоговые агенты направляют в налоговую инспекцию по месту своей постановки на учет сведения о доходах физических лиц за истекший год и сумме начисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позже 1 апреля года, следующего за истекшим годом. Следовательно, последний день для представления сведений о доходах за 2012 год - 1 апреля 2013 года (п.2 ст.230 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ несвоевременная сдача отчетности налоговым агентом влечет наложение штрафа в сумме 200 руб. за каждый непредоставленный документ.
В связи с тем, что все больше и больше предпринимателей представляют отчетность по электронным каналам актуальным становится вопрос расчета такого штрафа. Так, подавая такие сведения в электронном виде будет сформировано 2 файла (реестр и сами сведения). Таким образом, возникает вопрос: сумма штрафа составит 400 рублей (2 по 200) или будет рассчитана исходя из количества сотрудников, на которые будут подаваться сведения?
Налоговым кодексом определена ответственность за несоблюдение установленных сроков (за каждый документ) (ст.126 НК РФ). Кодекс не содержит определения «документ», но данное понятие раскрыто в Федеральном законе от 29.12.94 г. №77-ФЗ, где определено, что документ - это прежде всего материальный носитель информации в виде текста, изображения, звукозаписи, с определенными реквизитами, с помощью которых его можно идентифицировать. Такой носитель предназначается для передачи во времени пространстве для хранения и использования. Поэтому направленный файл – документом не является, а информация, которая содержится в файле является текстовым документом. Следовательно, при несоблюдении сроков предоставления сведений в электронном виде, расчет штрафа на сведения о 100 сотрудниках будет рассчитан как 100 х 200 руб. = 20 000 рублей.

Статистическая отчетность

В соответствии с законом №282-ФЗ от 29.11.2007 проводится статистическое наблюдение в отношении респондентов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Респонденты обязаны представлять необходимые данные субъектам статистического учета, в том числе и сведения, составляющие коммерческую и государственную тайну, при условии их обезличивания. Малый и средний бизнес представляют сведения в упрощенном порядке. Постановление правительства №620 от 18.08.2008 определяет условия предоставления статистических данных и устанавливает, что представление недостоверных первичных статистических данных считается их предоставление в установленных формах с нарушением требований по их заполнению, логическими или арифметическими ошибками.

Предусмотрен следующий порядок исправления ошибок: субъекты официального статистического учета, которым представлена статистическая отчетность, при обнаружении недостоверности высылают в трехдневный срок письменное (почтой, факсом или по электронной почте) уведомление респондентам, представившим эти данные. Респонденты, допустившие ошибки, не позже трех дней после обнаружения таких фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета представляют исправленные отчеты с сопроводительным письмом.
При этом непредставление или несвоевременное представление необходимых данных либо направление недостоверных данных влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вот мы и дошли до мер ответственности. Положения об ответственности за нарушение порядка представления статотчетности установлены ст. 13.19 КоАП РФ: нарушения должностными лицами, ответственных за представление статистической отчетности, порядка ее предоставления, а также предоставление недостоверной статистической отчетности влечет наложение штрафа размером от 3 000 до 5 000 руб.
Отметим, что руководитель юридического лица назначает должностное лицо, уполномоченного представлять статистическую информацию от имени юридического лица. А индивидуальный предприниматель в данном случае несет ответственность как должностное лицо.
Законом РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предусмотрена и материальная ответственность: компании возмещают установленным порядком органам статистики ущерб, возникший при исправлении итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или не соблюдение сроков представления отчетности.
Надо отметить, что судебных решений о возмещении ущерба Росстату мы не смогли найти, но это не значит, что не надо сдавать отчетность в органы статистики или нарушать сроки ее сдачи!

Необходимость заверять Книгу учета доходов и расходов (далее - книга учета) при "упрощенке"

Организации, применяющие упрощенный режим налогообложения, должны вести учет расходов и доходов для расчета налоговой базы с отражением в Книге учета предприятий и частных бизнесменов. Форма данной книги и порядок её заполнения утверждается Минфином (ст.346.24 НК ) .
Книга учета может вестись как на бумаге так и электронно. Если она ведется электронно, то по окончании отчетного периода книга выводится на печать и заверяется в налоговой инспекции. Срок ее заверения установлен не позже срока предоставления декларации по окончании года (ст.346.23 НК). Следовательно, для организаций этот срок – 31 марта 2012 года, для индивидуальных предпринимателей - 30 апреля года, следующего за истекшим.
Некоторые предприниматели считают, что такую книгу заверять в налоговом органе не обязательно, если она велась в электронном виде, но контрольные органы считают по другому. Часть "упрощенцев" считает, что заверять у налоговиков Книгу учета, которая велась электронно, не надо, так как об этом не сказано в НК РФ. Контролирующие органы занимают противоположную позицию. Споры по этому вопросу ведутся давно, свое мнение высказали представители и ФНС, и Минфина, а также судьи ВАС. Проблема в том, что если Книгу учета следует заверять в налоговом органе в обязательном порядке и в установленные сроки, то при отсутствии такого заверения следуют штрафные санкции. В разъяснениях представителей налоговых органов и Минфина высказывалось мнение, что незаверенная Книга учета означает отсутствие налогового учета как такового, отсюда следует наказание по ст. 120. Статья 120 НК устанавливает штраф до 10 тыс. рублей, если нарушения совершены в одном налоговом периоде, и до 30 000 руб. - за нарушение в течение более одного налогового периода.
Налогоплательщики еще в 2009 году пытались доказать в суде, что требования заверять Книгу учета в налоговой инспекции незаконны. Но судьи не согласились с заявителями и признали это требование соответствующим НК РФ (Решение ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09, Определение ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-13965/09). При этом судьи уточнили, что Книга учета является не только регистром по налоговому учету, но и замещает для компаний, применяющих "упрощенку", необходимость ведения бухгалтерского учета.
Что касается позиции налоговых органов и Минфина по данному вопросу, в последнее время она перестала быть безапелляционной, но выглядит также не совсем последовательной. Только в 2011 году они выпустили ряд писем, посвященных вопросам заверения Книги учета.
Например, в письмах ФНС РФ N КЕ-4-3/1459 от 02.02.2011, N КЕ-4-3/7244@ от 04.05.2011 налоговики, во-первых, напомнили, что, если организация обратилась в налоговую инспекцию для заверения Книги учета, инспектор обязан заверить ее подписью и поставить печать (услуга 02.01.010 Стандарта, утвержденного Приказом ФНС РФ № ММВ-7-10/478@ от 05.10.2010 ) в присутствии налогоплательщика. Отсутствие показателей деятельности компании не могут служить основанием для отказа заверять книгу. А во-вторых, они указали, что ст. 120 НК РФ определяет ответственность в случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а именно за отсутствие документов налогового учета.
Московские налоговики по данному вопросу занимают однозначную позицию: налоговым документом для налогоплательщиков-компаний на "упрощенке", является Книга учета, по которой заполняется налоговая декларация.
Соответственно, незаверенная Книга учета, может быть расценена как отсутствие документов налогового учета и следовательно формировать состав правонарушения, в соответствии со ст. 120 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 29.04.2011 N 16-15/042657@).
Представители Минфина считают, что налогоплательщики для целей осуществления налогового контроля обязаны представлять в налоговую инспекции указанные Книги учета доходов и расходов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) или выписки из них (п. 6 ст. 145 НК РФ), заверенные в обязательном порядке (Письмо Минфина РФ от 20.07.2011 N 03-11-11/189).
При этом налоговики выпустили Письмо от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@, в котором однозначно сказали, что незаверение установленном порядком Книги учета в налоговой инспекции не может считаться, как отстутсвие регистра налогового учета и, соответственно, не образует ответственности предусмотреной ст. 120 НК РФ.
В Главе 16 НК установлены виды налоговых правонарушений и ответственность в случае их совершения. Нарушение сроков заверения книги в налоговой инспекции не образует правонарушение, содержащееся в указанной главе НК РФ.
Соответственно, за несвоевременное заверение в налоговой инспекции Книги учета не может применяться ответственность, в соответствии с гл. 16 НК РФ.
В итоге хотелось бы отметить, что позиция контролирующих органов по данному вопросу неоднозначна. По большому счету, заверить Книгу учета для "упрощенцев" не составляет большого труда. Внести в нее исправления после заверения также можно, оформив это установленным образом. Но, если для кого-то это принципиальный вопрос, он должен быть готов отстаивать свою правоту в суде.

Как вы видите несвоевременная сдача отчетности может доставлять множество хлопот и позиции судов в случае возникновения споров могут быть неоднозначны.

Статья пишется, продолжение следует ...