Перейти к основному содержанию
Компания Делочёт logo Бизнес - это легко и приятно!

Выдача трудовых книжек

выдача трудовых книжек

Выдача трудовых книжек на предприятии

В нашу компанию, оказывающую услуги бухгалтерского сопровождения, часто обращаются клиентами с вопросами по порядку выдачи и учету трудовых книжек.

Выдача трудовых книжек осуществляется работодателем при устройстве работника в компанию. Это правило действует для молодых работников, которые пытаются устроиться на работу впервые. Так ст.65, 66, 84.1 ТК предусмотрено, что при заключении трудового договора для работника, прибывшего на работу впервые в жизни, работодатель должен оформить трудовую книжку на нового работника, вносить в нее необходимые записи в течении всего срока работы сотрудника, а при увольнении работника – выдать работнику трудовую книжку на руки.

На практике может сложиться такая ситуация, что работник по каким-то причинам утратил или испортил трудовую книжку, которая была заведена на предыдущем месте работы. В данном случае сотрудник должен написать заявление, а работодатель оформить ему новую трудовую книжку (ч.5 ст.65 ТК).

Выдача трудовых книжек должна организовываться своевременно, поэтому работодатель должен иметь определенный запас трудовых книжек. Об этом прямо сказано в п.44 Правил ведения трудовых книжек.

Для этого работодатель организует закупку трудовых книжек у компаний, уполномоченных на их изготовление. При этом, при выдаче трудовых книжек работнику работодатель взимает с работника плату в размере стоимости трудовой книжки. Об этом также указано в п.47 Правил.

Выдача трудовых книжек, а также их приобретение и хранение должна отражаться в учете организации. При этом, на сегодняшний день существует несколько подходов к учету трудовых книжек.

На учет трудовых книжек смотрят со следующих позиций:

При таком подходе в учете считается, что компания закупает трудовые книжки не для себя, а для личных нужд сотрудников. Компания в данном случае выступает в роли посредника между производителем трудовых книжек и работником и на учет трудовые книжки не ставятся. В связи с этим, в соответствии Инструкцией 94н бланки трудовых книжек на баланс не ставятся, а учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

В такой ситуации трудовые книжки выступают в роли товара и покупаются у компании – производителя в целях продажи работнику, и не имеет значение то обстоятельство, что бланки приобретаются для продажи без какой-либо выгоды.

  1. Выдача трудовых книжек – является реализацией.
  2. Позиция, что выдача трудовых книжек - реализация.

Доход от реализации трудовых книжек будет учитываться в составе прочих доходов. По налоговому учету доход от продажи трудовых книжек, как и списание выданных трудовых книжек на расходы отражается в момент выдачи трудовых книжек.

Статьи