Перейти к основному содержанию
Компания Делочёт logo Бизнес - это легко и приятно!

Продажа фирмы

продажа фирмы

Продажа фирмы (бизнеса)

Как грамотно осуществляется продажа фирмы?

 

Продажа фирмы - решение, которое может быть принято собственниками при реализации бизнеса. В данном случае, бухгалтер вынужден будет произвести расчет возможных вариантов планируемой сделки и выбрать наиболее выгодный. Бухгалтерские и юридические услуги, в данном случае, могут быть оказаны и сторонними компаниями.

Сегодня распространены следующие варианты, при которых возможна продажа фирмы

  1. Продажа, как имущественного комплекса;
  2. Продажа сто процентов доли или сто процентов акций, если производится продажа ООО или ОАО соответственно.

Продажа фирмы первым способом

По гражданскому кодексу в состав организации включается имущество, которое принимает участие в его работе (здания, земля, оборудование, готовая продукция, сырье и т.д.) Здесь также можно отразить дебиторскую и кредиторскую задолженность. Невозможно будет вместе с фирмой продать лицензию, если это прямо не оговорено законом.

Продажа фирмы заключается в составлении одного документа, но перед этим следует провести ряд мероприятий, по результатам которых составить:

  1. акт инвентаризации;
  2. баланс;
  3. Заключение аудиторской фирмы о стоимости фирмы;
  4. Список дебиторов и кредиторов.

Продажа фирмы будет считаться свершившейся с момента регистрации договора.

Налог при продаже фирмы (НДС) рассчитывают, исходя из того, что происходит продажа фирмы, как определенного набора активов и НДС рассчитывается в этом случае отдельно по каждому из них.

Продавец фирмы составляет единую счет-фактуру, в которой перечисляет все продаваемые активы, а в графе «Всего с НДС» указывается итоговая стоимость продажи.

При определении налога на прибыль специальных правил не применяется и налоговая база определяется по каждому объекту отдельно (Гл. 25 НК).

Продажа юридического лица таким образом является очень трудоемким процессом, поэтому используют более простой способ, как продажа стопроцентного пакета акций.

Продажа фирмы вторым способом

Продажу доли можно рассматривать как передачу прав в отношении фирмы, которой владели прежние собственники.

При продаже ООО преимущественное право на покупку имеют другие участники ООО. При продаже третьим лицам обязательно необходимо уведомить остальных участников общества.

Такая сделка не облагается НДС. Но, при этом, в случае продажи 100% доли юр.лицо (владелец) должен уплатить налог на прибыль, а физ лицо (владелец) заплатит НДФЛ.

Продажа доли (акций) осуществляется в том случае, когда фирма хочет продать непрофильные активы или приобрести наиболее ценные.

Может быть выбран и такой способ продажи фирмы, как создание дочернего предприятия.

Всем участникам направляются уведомления о созыве собрания по вопросу создания дочернего предприятия. Решение общества создается дочерняя фирма, в состав которой в качестве уставного капитала может войти здание. При этом производится его оценка, а документы на дочернюю фирму направляются на регистрацию.

Затем оформляется реорганизация основной фирмы, и часть акционеров выходи из состава этой фирмы и становятся акционерами созданной фирмы, которая будет являться единственным владельцем имущества.

В процессе реорганизации составляется разделительный баланс, по которому акции дочерней фирмы переходят акционерам-владельцам. Основные акционеры получают фирму как сам бизнес с клиентами, брендом и обязательствами.

Продажа фирмы таким способом хороша тем, что не придется платить НДС, так как не происходит реализация.

По остальным налогам: у передающей организации налога на прибыль быть не может, так как нет факта реализации, а принимающей организации нет факт получения помощи, а есть факт вложения в уставный капитал. Налог на имущество будет платить та организация, у которой на балансе будет стоять имущество.

Такие схемы применяются у обществ различных форм собственности. Но нужно помнить, что у участников рынка ценных бумаг стоимость активов входит в расчет стоимости собственных средств. И уже на этапе приобретения актива покупателям следует решить как будет замещаться выбывающий актив, например, это может быть депозит или вексель. При нарушении требований у участника рынка может быть отозвана лицензия, а деятельность компании приостановлена.

Эти сделки сегодня распространены на рынке, хотя осуществить довольно не просто, и требует знаний и вовлечение в этот процесс не только бухгалтеров фирмы, но и юристов и других специалистов фирмы, иногда бухгалтерское и налоговое сопровождение таких сделок профессионалами позволяет избежать многих ошибок.

Статьи